www.pmitf.tk
www.msiu.info
www.msiu.ru
chapcomp.narod.ru
pro MSIU 2004

Учёба

Главная

Отдых

Архив

Информатика

Java

Дискретка

Линейная алгебра

Русский язык и культура речи

English

Философия

К семинару
..::к 1 марта (вторник)::..

1) Платоновская теория идей
2) Софистика
3) Теория познания Дж. Локка. Учение о первичных и вторичных качествах
4) Учение Дж. Беркли
5) Взгляды Д. Юма

6) Основные идеи и понятия "Критики чистого разума" (И. Кант)

                              Д. Беркли и Д. Юма
                           СОДЕРЖАНИЕ.


               Введение........................2
               Биография Джорджа Беркли........3
               Философия Джорджа Беркли........4
               Биография Давида Юма............12
               Философия Давида Юма............13
               Заключение......................22
               Литература......................23
.

                                - 2 -


                               ВВЕДЕНИЕ.

               Реферат посвящен   исследованию   философских
          концепций известных британских  мыслителей  Давида
          Юма и Джорджа Беркли.Период их творчества был вре-
          менем необычайного подьема и  развития  английской
          философии.  Ф.Бекон,  Т.Гоббс,  Д.Локк, Д.Беркли и
          Д.Юм - эти имена известны всем.Их творчество опре-
          делило  основы   главных   философских    течений:
          идеализма и материализма.
              Почему же  мы  обращаемся  к творчеству Юма и
          Беркли? Дело в том, что в недавнем прошлом именно
          эти  философы в нашей стране подвергались большой
          критике с позиций  материализма.  Их  философские
          концепции излагались как реакционные. Но хотелось
          бы рассмотреть их непредвзято,  так как сформиро-
          вать  свое  мировоззрение,  независимую жизненную
          позицию и ценностные идеалы невозможно,  опираясь
          на  расхожие мения и стереотипы.  Будем следовать
          принципу  о  котором   говорил   Джордж   Беркли:
          "Единственное  преимущество  на которое я претен-
          дую,- это то,  что я всегда мыслил  и  судил  са-
          мостоятельно".
               Кроме того хотелось бы,  по мере возможности,
          сравнить взгляды двух философов,  чье миропонима-
          ние формировалось в одинаковых условиях,  в одина-
          ковой среде.


.

                           - 3 -


                 БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.

     Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года на юге  Ирландии
в Килкрени.  Он был старшим из семи детей в семье мелкопомест-
ного дворянина Уильяма Беркли. В 1675 г. Джордж начал  учебу в
Килкенни,а через  пять лет  продолжил  ее в  колледже Троицы в
Дублине.
     В 1704 г. Беркли получил первую ученую  степень бакалавра
искусств, в 1707 г.звание научного сотрудника и начал препода-
вание в колледже. В том же году были опубликованы анонимно его
первые научные произведения -  два трактата по математике. Два
года спустя Беркли получил первый сан священнослужителя.
     В 1709 вышла в свет первая работа Беркли,предвещающая его
философское учение  -  "Новая  теория зрения".В следующем году
Беркли издает "Трактат  о  началах  человеческого  знания",где
высказывает свои философские взгляды,новую философскую концеп-
цию.
     В 1713  г.  Беркли  в  качестве  капеллана лорда Петербо-
ро,чрезвычайного посла при дворе сицилийского короля,отправля-
ется в Италию.Тогда же он пишет одно из своих важнейших произ-
ведений - "Три диалога между Гиласом и Филонусом".На следующий
год Беркли вернулся на родину,а в 1716 г. снова едет в Италию,
на этот раз в  качестве гувернера (откуда он вернулся в Лондон
в 1721 г.).
     В сентябре 1728 года Беркли с  целью  миссионерской  дея-
тельности отправляется на Род-Айленд. Незадолго до своего оть-
езда сорокатрехлетний Беркли женился на Анне Форстер.Их семей-
ная жизнь была счастливой.Как и в семье его отца,у Беркли было
семеро детей,к которым он относился с большой любовью.
     Не дождавшись обещанных ассигнований на постройку коллед-
жа,Беркли возвращается осенью 1731 года в Лондон. Сразу  после
приезда Беркли публикует свою работу - "Алсифрон", где отстаи-
вает христианское вероучение и религиозную  мораль. За "Алсиф-
роном"  последовало   философско-математическое   произведение
"Аналитик".
     В мае 1734 г. Беркли был посвящен в духовный сан епископа
Клойнского,после чего он вернулся в  Ирландию  и  поселился  в


                           - 4 -
местечке Клойн,где  провел  практически  всю оставшуюся жизнь.
Последним произведением Беркли был изданный в 1744 году  "Сей-
рис",в котором были причудливо переплетены терапия,философия и
мистика.
     В  августе 1752 г. Джордж  Беркли  покинул  свою  епархию
и переехал в Оксфорд, где 14 января 1753 г. он умер.



             ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ.

                     Исходные позиции.

     Философское учение Джорджа Беркли направлено  на  опро-
вержение материализма и обоснование религии.  Для этих целей
он  использовал  номиналистические  принципы,  установленные
Уильямом Оккамом.
     "Все,что существует,единично".  Это   номиналистическое
основоположение служит для Беркли отправным пунктом,  из ко-
торого спедует,что ничто соответствующее действительности не
может  быть  неединичным  и абстрактные понятия суть понятия
ложные. Но они, по Беркли, не только ложны, но и невозможны,
это  философские фантомы.  "...Я не могу образовывать отвле-
ченные представления вообще..." "Если ты  можешь  образовать
мысленно  отчетливое  абстрактное представление...то я усту-
паю...Можешь?  А если не можешь,то с твоей стороны  было  бы
неразумно настаивать дольше на существовании того,  о чем ты
не имеешь представления". Беркли различает общие и абстракт-
ные  идеи.Первые-это такие,которые могут быть восприняты как
наглядные представления.  "Я отрицаю абсолютно,-пишет  он  в
"Трактате",-существование  не  общих идей,а лишь отвлеченных
общих идей...".  Беркли различает при этом два вида отвлече-
ния.  При  первом  из них представляются отдельные части или
свойства предмета,которые в действительности могут существо-
вать  порознь.При  втором  виде  отвлечения-такие  которые в
действительности неотделимы друг от друга. Их то и отвергает
Беркли  как  иллюзорные,как  пустые  слова,которым  не соот-
ветствует  никакое  восприятие.В  качестве  примеров   таких
абстрактных  понятий приводятся:протяжение,движение,  число,


                          - 5 -
пространство,  время,  счастье,  добро.Нельзя,уверяет  Берк-
ли,образовать  отчетливое абстрактное представление о движе-
нии или протяжении без  конкретных  чувственных  качеств,как
скорое и медленное,большое и малое,круглое и четырехугольное
и т. п. Нельзя образовать и абстрактную идею круга,четырехи-
ли  трехугольника,  "который не будет ни равносторонним,  ни
неравносторонним, ни равнобедренным" .
     В отличие от фикции  абстрактных  понятий  общие  поня-
тия-это  единичные  образы,отличающиеся тем,что они служат в
нашем сознании как бы представителями однородных  вещей,при-
мерами  многих частных идей:"...известная идея,  будучи сама
по себе частною, становится общею,когда она представляет или
заменяет  все другие частные идеи того же рода" .  Поскольку
за такими словами, как "это", "вещь", или "число","бесконеч-
ность", не стоял наглядные образы, - это не более как пустые
слова,  выдаваемые за идеи.  "Если бы люди  не  пользовались
словами вместо идей, они никогда не придумали бы абстрактных
идей".
     Но что  значит:  общие  идеи  представляют частные идеи
"того же рода"?  Для номинализма "род" не есть  нечто  общее
самим вещам вследствие наличия в них объективного тождества.
Однородность не обнаруживается, а устанавливается сравниваю-
щим сознанием,  исходя из его координирующих установок.  Для
Беркли общее не отражение реального единства,  единообразия,
присущего самим вещам, а искусственное творение человеческо-
го ума.
     Отсюда отрицание  Беркли  роли  абстрактного мышления в
познании мира. "Я не думаю также, - пишет он, - чтобы отвле-
ченные идеи были более нужны для расширения познания".
     "Нет такой вещи, - уверяет Беркли, - как десятитысячная
часть дюйма,  но есть десятитысячная часть мили...".  Почему
же?  Да потому, что "мы при точном исследовании найдем, быть
может,  что  не  в  состоянии  представить  себе самый дюйм,
состоящим из тысячи частей" .  "Нет такой вещи",  так как мы
"не в состоянии представить":  возможность представления оп-
ределяет возможность бытия.  Вся  теория  абстракции  Беркли
направлена  к тому,  чтобы доказать,  что реально только то,
что воспринимаемо или представляемо,  но не то, что мыслимо.
Понятие сводится им к представлению,  рациональное к эмпири-


                            - 6 -
ческому; общее к отдельному.
   Вторым, из  того  на  что  опирался Беркли при построении
своей философской концепции, был локковский сенсуализм. Локк
разделил  качества  на два рода,  один из которых признается
первичным, присущим вещам самим по себе, а второй рассматри-
вается как вторичный, производный, неадекватный. К первичным
качествам, объективным и объективно отражаемым в восприятии,
относятся,  по Локку, протяжение, плотность, движение (трак-
туемое только как механическое), фигура и число. Все осталь-
ное чувственное многообразие дает неадекватное воспроизведе-
ние в сознании перечисленных  первичных  форм  существования
материи.
     Беркли строит свою теорию идеалистического сенсуализма,
беря за основу локковское понятие вторичных качеств.  Беркли
отрицает разделение качеств на первичные и вторичные,  сводя
первые ко вторым. При этом он абсолютизирует локковское про-
тивопоставление вторичных качеств первичным.  Беркли  совер-
шенно  отрывает вторичные качества от их объективной основы,
дает им законченно-субъективистскую интерпретацию.  Затем он
старается доказать, что субъективность, характеризующая вто-
ричные качества, в равной мере присуща и первичным, и, таким
образом,  все качества в равной мере вторичны,  т.е. субъек-
тивны.  Антимеханицизм непосредственно перерастает  здесь  в
антиматериализм.  Все  качества у Беркли по сути дела уже не
вторичны,  поскольку первичные качества аннулируются, их нет
больше как объективной реальности.  Субъективные качества не
выступают как отличные от объективных,  не  противопоставля-
ются им,  ввиду аннигиляции последних.  Сфера качеств стано-
вится однозначной сферой субъективности.
     Исходя из Локка,  он порывает с локковским делением ка-
честв,  используя относительность восприятия любых  качеств.
Все  замыслы Беркли были устремлены к тому,  чтобы покончить
не с механицизмом,  как таковым,  а  с  механицизмом  как  с
единственной в то время формой материализма. Что существует,
согласно механицистам,  вне и независимо от сознания?  Мате-
рия, сведенная к протяжению. Вот почему допущение протяжения
вне мышления подвергается атаке Беркли.
     Т.о. сначала  истолковав  вторичные качества как чистую
субъективность,  затем сведя первичные ко вторичным,  Беркли


                           - 7 -
превратил  ощущения  из  основного средства связи субъекта с
объектом в субъективную данность, саму превращенную в объект
и  исключающую  реальный объект,  как таковой.  В результате
идеалистической переработки сенсуализма  ощущения  из  того,
через  что осуществляется познание,  превратились в то,  что
познается.
     Беркли ,   абсолютизируя   сенсуализм,   признает   не-
посредственное чувственное восприятие единственно истинным и
достоверным, не допуская никакого иного критерия истины.
     Ощущение, отождествляемое им с качеством,  выступает  у
Беркли  под названием "идея":  "Чувственные объекты,  будучи
вещами  непосредственно  воспринимаемыми,  иначе  называются
идеями".  "Идея" в этом смысле является центральным понятием
всего его учения.  Благодаря такой  терминологии  "качество"
сразу  приобретает у него субъективное содержание.  Качество
для Беркли - "идея",  элемент чувственности,  а не  свойство
вещи.  Назвав качество "идеей", он сразу становится на идеа-
листическую почву.
     "Идея" первична.  "Вещь"  не  что иное,  как сочетание,
комплекс "идей". "Вещь", таким образом, вторична. Не качест-
ва предполагают обладающую ими вещь,  а, наоборот, "вещь" не
более как совокупность качеств,  "идей".  Беркли  аннулирует
нераздельное двуединство качеств и вещи.

                       Атака на материю.

     Идеалистически переработав   номинализм  и  сенсуализм,
Беркли пришел к выводу о несуществовании материи.  Для  него
нет  более отвлеченного,  более абстрактного (а потому менее
оправданного) понятия,  чем бытие как таковое,  чем  понятие
носителя  качеств как чего-то отличного от самих качеств как
субстанции.  "Общая идея сущего представляется мне  наиболее
отвлеченною и непонятною из всех идей", - заявляет Беркли .
     К этому Беркли присоединяет еще и сенсуалистические ар-
гументы.  Если  вещь  не более чем коллекция "идей",  она не
предполагает ничего сверх чувственных качеств, никакого осо-
бого их обладателя, субстрата. А раз ни одно из наших чувств
не знакомит нас с нею,  нам ничего о ней неизвестно и не мо-
жет быть известно.


                           - 8 -
     Основой  берклианского  отрицания  материи  служит  его
номиналистически-сенсуалистическая концепция  познаваемости:
наше  познание  не  дает  никаких  оснований  для  признания
существования материи,  поскольку материя  как субстанция не
есть "идея",  не есть  то, благодаря  чему мы только и можем
утверждать о  существовании чего-либо.  Если же  материя  не
может  быть   воспринята,  если  она  есть  нечто  незримое,
неосязаемое  и   т.д.,  то   на  каком  основании  мы  можем
утверждать, что она существует?
     Беркли не проводит отрицания субстанции вообще, а огра-
ничивается отрицанием материальной  субстанции.  Он  заявля-
ет:"я  не  устраняю  субстанции.  Меня не следует обвинять в
изъятии субстанции из постигаемого разумом мира.  Я отбрасы-
ваю только философский смысл (который на самом деле является
бессмыслицей) слова "субстанция" как материального  носителя
качественного многообразия, как основы единства мира.
     Придав при помощи термина "идея" субъективный смысл по-
нятию "качеств", Беркли заверяет, что "не может быть никако-
го субстрата этих качеств,  кроме духа... Я отрицаю поэтому,
что  существует  какой-либо  немыслящий субстрат чувственных
объектов,  и отрицаю в этом смысле существование  какой-либо
материальной  субстанции"  .  "...Доказано,что не существует
телесной,  или  материальной,  субстанции,  остается,  стало
быть, признать, что причина идей есть бестелесная деятельная
субстанция, или дух" . "Из сказанного очевидно, что нет иной
субстанции, кроме духа..." .
     В этом узловом пункте происходит трансформация  субъек-
тивного идеализма в идеализм объективный путем отхода от но-
миналистических  и  сенсуалистических  посылок,  отслуживших
свою  службу  в критике материализма.  Реабилитация духовной
субстанции отстраняет не только феноменализм,  но и  сенсуа-
лизм.  С  самого  начала  философия Беркли была задумана как
расчистка  субъективно-идеалистическими  средствами  пути  к
объективному идеализму, как феноменалистическое опровержение
материализма,  обусловливающее возможность построения объек-
тивноидеалистической системы.
     Неравноправие обеих субстанций оправдывается  у  Беркли
учением о причинности,  которое послужит мостом от феномена-
лизма к спиритуализму.


                            - 9 -
     Материальная субстанция,  уверяет Беркли, не только не-
познаваема,  но и нереальна.  Сведя качества к ощущениям, он
тем самым подходит к выводу, что причиной идей не может быть
материя:  "Но каким образом материя может действовать на дух
или вызвать в нем какую-либо идею,  этого никакой философ не
возьмется объяснить".  Причиной идей может быть только одно-
родное идеям духовное начало. Стало быть, материя неприемле-
ма не только как основание бытия вещей,  но и как  основание
возникновения и изменения этих пучков чувственных качеств.
     Но материя не может быть не только причиной  идей,  она
вообще  не может быть причиной чего бы то ни было.  Ибо при-
чинность предполагает активность,  действенность. Материя же
по  самому существу своему мыслится как пассивное,  инертное
начало.  Беркли противопоставляет материю духу как пассивное
начало активному .
     "...Материя... пассивна и косна и потому не может быть
деятелем или действующею причиною" . "И даже если бы ее су-
ществование было признано,  как может то,  что недеятельно,
быть причиною?.." . Сказанное относится также ко всем атри-
бутам, приписываемым материи: "Вполне убедительно доказано,
что вещественность,  величина,  фигура,  движение и т.п. не
заключают в себе активности или действующей силы, при помо-
щи  которой они были бы в состоянии произвести какое-нибудь
действие в природе".
     Единственный образец активности,  признаваемый Беркли,
это волевая активность.  "Раз есть действие, то должен быть
и  акт воли"."Нет понятия действия,  отдельного от акта во-
ли".  И эту активность Беркли приписывает исключительно ду-
ху.  "Акт  воли  я  не  могу  себе  представить коренящимся
где-либо в ином месте, кроме духа".

                         О бытии.

     Как же решает Беркли вопрос "что такое бытие?". Перво-
начальное,  предварительное  его  решение феноменалистично,
оно гласит:  "esse est percipi" ("быть - это быть восприни-
маемым"). Тем самым исчезает различение содержания восприя-
тия и объекта восприятия: это одно и то же.
     Но еsse  est  percipi  чревато солипсизмом,  неумолимо


                         - 10 -
влечет к нему,а последовательный солипсизм вместе с матери-
ей ликвидирует и бога. Беркли это не устраивает. Беркли от-
клоняет поэтому логические выводы феноменализма,  но не от-
вергает вместе с тем его посылки, а только ограничивает их,
дополняя свою первоначальную формулу бытия.
     Вопреки формуле для Беркли esse и percipi, быть и быть
воспринимаемым,  не тождественные понятия.  Быть -  это  не
только быть воспринимаемым, но и нечто иное. Идеи, оказыва-
ется, не единственная форма познания и не единственный пер-
воэлемент  бытия.  Помимо  идей,  чувственных восприятий мы
познаем также "понятия"  (notions).  Под  этим  термином  у
Беркли  фигурирует  постижение духом своей собственной дея-
тельности.
     Душа наша,  согласно  Беркли,  познает  себя  самое не
посредством "идей".  То, что мы знаем о духе, не есть идеи.
"Духи" совершенно отличны от "идей",  между ними нет ничего
сходного или общего .  Идея совершенно пассивна, недеятель-
на,  и ее существование состоит в том,  что она воспринима-
ется.  Понятие же - форма познания активного существа,  су-
ществование которого состоит не в том,  что оно воспринима-
ется, а в том, что оно воспринимает идеи.
     Значит, бытие духов не бытие идей,  оно не заключается
в их воспринимаемости,  из esse не есть их percipi.  Данная
ранее  формула бытия расширяется:  "Existence is percipi or
percipere", существовать - это восприниматься или восприни-
мать, быть - значит быть воспринятым или воспринимающим.
     Солипсизма же, полагает Беркли, можно избежать, не вы-
ходя за  рамки  идеализма. Путь  к  этому - через  введение
других Я.  "Когда я отрицал существование чувственных вещей
вне ума,я  имел в виду не свой ум в частности,  а все умы".
Таким образом,  Беркли расширяет свое понятие бытия за пре-
делы воспринимаемого,и практически переходит к обьективному
идеализму. Однако следует заметить, что если бытие Я Беркли
основывается на  непосредственном постижении в "понятии",то
бытие других Я не более как допущение по аналогии.
     Возникает вопрос:  а существуют ли вещи,  если  они  не
воспринимаются не только мной, но и другими людьми, если они
не являются идеями ни для меня, ни для нас? Переходят ли они
в небытие?  Нет, отвечает Беркли. Даже если бы "идея" выпала


                           - 11 -
из "поля зрения" всех субьектов,  то она продолжала  бы  су-
ществовать в уме бога - субьекта, который вечно существует и
"вкладывает" в сознание отдельных  субьектов  содержание  их
ощущений. Значит, к бытию как percipi и как percipere добав-
ляется третье определение: posse percipi - возможность восп-
риятия. Так ответив  на  поставленный вопрос, Беркли практи-
чески становится на позиции обьективного идеализма.

     Суммируя вышесказанное, можно сказать, что учение Берк-
ли о бытии есть идеалистический монизм,  полагающий единство
мира в его духовности.


.

                          - 12 -
                   БИОГРАФИЯ ДАВИДА ЮМА.

     Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии Эдинбур-
ге,в семье  небогатого дворянина,  занимавшегося юридической
практикой. Некоторое время Юм посещал Эдинбургский универси-
тет, но из-за материальных затруднений вынужден был оставить
учебу. Позже, в 1734 году, он совершил образовательную поез-
дку во Францию на три года,  большую часть из которых провел
в Ля-Флеш.
     Во время  пребывания  во  Франции Юм написал "Трактат о
человеческой природе" в составе трех книг, который был опуб-
ликован в Лондоне в 1737-1740 г.г. В произведении рассматри-
вались вопросы теории познания, психологии и морали.
     В 1741-1742  годах  Юм  опубликовал книгу под названием
"Моральные и политические очерки (эссе)".Эта книга  принесла
ему значительную популярность на родине.
     В середине 40-х годов Юм в качестве секретаря  генерала
Сен-Клера отправился в военную экспедицию против французской
Канады, а затем,  в составе военных миссий,  посетил  Вену и
Турин. В  Италии  он  переделал  первую  книгу  "Трактата" в
"Исследование о человеческом познании".
     В 1752  году Общество юристов избрало Юма своим библио-
текарем, и он взялся за создание шеститомной  "Истории  Анг-
лии"-книги, вызвавшей неоднозначное к себе отношение.
     В 1763-1766 годах Юм находился на дипломатической служ-
бе во французской столице. После возвращения он два года за-
нимал пост помощника государственного секретаря.В 1769  году
он вышел в отставку и возвратился в Эдинбург,  где стал сек-
ретарем Философского общества и  занимался  просветительской
деятельностью.
     В начале 70-х годов Юм не раз возвращался к работе  над
своим последним  крупным произведением "Диалоги о естествен-
ной религии", но так и не закончил его.
     Юм скончался в августе 1776 года.


.

                          - 13 -
                ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА.

                     Основные положения.

    Юм переделал  учения Беркли и Локка на агноситческий ма-
нер,  сглаживая острые углы и устраняя крайние положения. Юм
стремился  создать  философию  "здравого смысла",  философию
осторожную, "сдержанную", чуждую как материализму, так и на-
ивному спиритуализму.
     Исходный пункт рассуждений Юма заключается в убеждении,
что  имеется факт непосредственной данности нам ощущения,  а
отсюда и наших эмоциональных переживаний.  Юм сделал  вывод,
будто  мы  в принципе не знаем и не можем знать,  существует
или же не существует материальный мир как  внешний  источник
ощущений. "... Природа держит нас на почтительном расстоянии
от своих тайн и предоставляет нам лишь знание  немногих  по-
верхностных качеств" (1, т. 2, стр. 35).
     Почти вся последующая философия Юма строится им как те-
ория познания,  описывающая факты сознания. Превращая ощуще-
ния в абсолютное "начало" познания,  он рассматривает струк-
туру  субъекта  в  изоляции ее от его предметно-практической
деятельности.  Эта структура, по его мнению, состоит из ато-
марных впечатлений (impressons) и из тех психических продук-
тов,  которые от этих впечатлений производны. Более всего из
числа  этих  производных  видов психической деятельности Юма
интересуют "идеи (ideas)",  под которыми он имеет в виду  не
ощущения, как это было у Беркли, а нечто иное. "Впечатления"
и  "идеи"   в   совокупности   Юм   называет   "восприятиями
(perceptions)".
     "Впечатления" - это те ощущения,  которые получает  тот
или  иной субъект от событий и процессов,  разыгрывающихся в
поле действия его органов чувств.  Итак,  "впечатления" суть
ощущения субъекта. Но не только. Нередко под "впечатлениями"
Юм понимал и восприятия в смысле,  отличающем их от ощущений
(ощущаются отдельные свойства вещей, а воспринимаются вещи в
их интегральном виде).  Таким образом, Юмовы "впечатления" -
это не только простые чувственные переживания,  но и сложные
чувственные образования.  В состав впечатлений  он  включает
кроме  ощущения  эмоции,  в  том  числе и бурные (страсти) и


                           - 14 -
"спокойные (calm)" переживания  морального  и  эстетического
характера.
     Что же  понимал  Юм  под "идеями"?  "Идеи" в его теории
познания - это образные представления и  чувственные  образы
памяти, а кроме того, продукты воображения, в том числе про-
дукты искаженные,  фантастические. К числу "идей" Юм относил
также и понятия,  так как он был склонен растворять теорети-
ческое (абстрактное)  мышление  в  переживаниях  эмпирическх
(конкретно-чувственных) образов,  подобно тому как это делал
и Беркли.
     Итак, "идеи"  в  системе  терминологии Юма представляют
собой приблизительное,  более слабое  или  менее  яркое  (не
столь "живое") воспроизведение "впечатлений", то есть их от-
ражение внутри сферы сознания.  "...  Все идеи скопированы с
впечатлений" (1,  т.  1,  стр.  271). В зависимости от того,
простыми или сложными оказываются  впечатления,  идеи  также
бывают соответственно простыми или сложными.
     "Восприятия" включают в себя  "впечатления"  и  "идеи".
Они для Юма суть познавательные обьекты,  предстоящие созна-
нию.

                  Ассоциации и абстракции.

     Человек не может ограничиваться только простыми впечат-
лениями.  Для успеха своей ориентировки в  среде  он  должен
воспринимать  сложные,  составные  впечатления,  структура и
группировка которых зависят  от  структуры  самого  внешнего
опыта.  Но кроме впечатлений есть еще идеи. Они также бывают
сложными. Как же образуются последние? На этот вопрос Юм да-
ет  свой  ответ:  они  образуются посредством ассоциирования
простых впечатлений и идей.
     В ассоциациях  Юм  видит главный,  если не единственный
способ мышления посредством чувственных образов,  а  таковым
для него является не только художественное, но и всякое мыш-
ление вообще. Ассоциации прихотливы и направляются случайны-
ми комбинациями элементов опыта, а потому сами они по содер-
жанию случайны,  хотя по форме и  согласуются  с  некоторыми
постоянными (и в этом смысле необходимыми) схемами.
     Юм выделял и различал следующие три главные вида  ассо-


                          - 15 -
циативных  связей:  во-первых,  по сходству,  во-вторых,  по
смежности в пространстве и времени,  в-третьих,  по  причин-
носледственной  зависимости.  В рамках этих трех видов могут
ассоциироваться впечатления, впечатления и идеи, идеи друг с
другом  и  с состояниями предрасположенности (установками) к
продолжению ранее возникших переживаний.  "...  Когда  любое
впечатление воспринимается нами,  то оно не только переносит
ум к связанным с этим впечатлением идеям,  но и сообщает  им
часть своей силы и живости...  после того как ум уже возбуж-
ден наличным впечатлением, он образует более живую идею свя-
занных  с  ним объектов благодаря естественному переключению
установки (disposition) с первого на второе" (1,  т. 1, стр.
198).
     Во-первых, ассоциации происходят по  сходству,  которое
бывает  не только положительным но и отрицательным по своему
характеру.  Последнее означает,  что вместо сходства  налицо
контраст:  так,  при  переживаниях эмоций нередко появляется
состояние аффекта,  противоположное прежнему состоянию. "...
Второстепенный импульс (movement), - пишет Юм в эссе "О тра-
гедии", - преобразуется в доминирующий и дает ему силу, хотя
иного, а иногда и противоположного характера...
     Однако большинство ассоциаций по  сходству  положитель-
ное.  Юм считает, что ассоциации по сходству играют наиболь-
шую роль в математических размышлениях.
     Во-вторых, ассоциирование  происходит  по  смежности  в
пространстве и  по  непосредственной  последовательности  во
времени,  то есть также по смежности. Это более всего случа-
ется с идеями внешних впечатлений,  то есть с воспоминаниями
о прежних ощущениях, упорядоченных пространственно-временным
образом сами по  себе  идеи,  а  тем  более  эмоции  "прост-
ранственно смежными" в буквальном смысле, находясь в психике
человека,  не бывают, хотя они, конечно, локализованы в моз-
гу.  Больше  всего  полезных случаев ассоциирования по смеж-
ности,  полагает Юм,  может быть указано из области  эмпири-
ческого  естествознания.  Так  "мысль  о какомнибудь объекте
легко переносит нас к тому,  что с ним смежно,  но лишь  не-
посредственное  присутствие  объекта  делает это с наивысшей
живостью" (1, т. 2, стр. 55).
     В-третьих,возникают ассоциации по причинно-следственной


                          - 16 -
зависимости, которые наиболее важны при рассуждениях, касаю-
щихся теоретического естествознания.  Если мы считаем, что А
есть причина, а В - следствие, то в дальнейшем, когда мы по-
лучаем впечатление от В,  у нас в сознании всплывает идея об
А, причем может быть и так, что эта ассоциация развивается в
обратном направлении: при переживании впечатления или идеи А
у нас появляется идея В.
     Следует иметь в виду,  что, описывая ассоциации по при-
чинно-следственной зависимости, Юм исходит из того, что схе-
ма "А есть причина, а В - ее следствие" уже возникла как во-
обще,  так и применительно к любому  из  будущих  конкретных
случаев  и  действует  в качестве "готового звена" механизма
этой ассоциации.
     Учение об  ассоциациях  разрушало  логическую трактовку
мыслительных процессов,  изымало из мышления его  логическую
основу.  Такую  же  роль в теории познания Юма исполняет так
называемая  репрезентативная  концепция  абстрагирования   и
обобщения. Юм заимствовал ее у Беркли и включил в свою ассо-
циативную схему. Но это включение было связано с внесением в
данную концепцию нескольких изменений.
     Само по себе репрезентативное понимание абстрагирования
заключалось в следующем. Существование общих понятий отрица-
ется, и их функцию исполняет чувственный образ - представле-
ние одного из единичных предметов.  Вслед за Беркли Юм часто
пренебрегает отличием понятий от представлений  (images),  а
общего - от единичного.
     Какие же изменения внес Юм в эту теорию согласно  кото-
рой  "некоторые  идеи  являются особенными по своей природе,
но, представительствуя, они общи" (1, т.1, стр. 112)?
     Во-первых, исходный  класс похожих друг на друга вещей,
из которого затем извлекается репрезентант, образуется, сог-
ласно  Юму,  стихийно,  под влиянием ассоциаций по сходству.
Во-вторых,  в отличие от Беркли Юм считает,  что чувственный
образ  берет  на себя роль репрезентанта (представителя всех
членов данного класса вещей) временно,  а затем передает  ее
слову, которым этот образ обозначается.
     Ассоциативный способ образования чувственных  репрезен-
тантов  смягчает сугубо индивидуальный их характер,  которым
они отличались у Беркли. При образовании репрезентанта через


                         - 17 -
ассоциации неповторимые признаки единичного чувственного об-
раза как бы стираются и отвлекаемая  идея  освобождается  от
особенностей отдельных впечатлений. Общее начинает прогляды-
вать сквозь единичного репрезентанта как "сторона" всех  об-
разов,   ассоциируемых   по   принципу  их  приблизительного
сходства друг с другом.  Если у Беркли абстрактная идея есть
реальный индивидуальный "предмет" ( комплекс ощущений), то у
Юма она отвлекается от индивидуальности в той же мере, в ка-
кой  ассоциации опираются не на тождество,  но именно на от-
носительность этого тождества,  то есть  на  различия  между
ассоциируемыми  идеями:  ведь  ассоциирование абсолютно тож-
дественных идей не дает ничего,  кроме никому не нужных тав-
тологий.   При   этой  поправке  репрезентативная  концепция
абстрагирования приходит в соответствие с фактами  художест-
венного мышления,  в котором образный пример, если он удачно
подобран,  заменяет массу общих описаний и даже более эффек-
тивен.
     Те идеи,  которым Юм придает статус общих,  оказываются
как бы усеченными частными идеями, сохраняющими в числе сво-
их признаков только те,  что имеются и у иных  частных  идей
данного  класса.  Такие  усеченные частные идеи представляют
собой полуобобщенный, смутный образ-понятие, ясность которо-
му придает соединяемое с ним, опять-таки по ассоциации, сло-
во.
                О существовании субстанции.

     Решая общую  проблему субстанции,  Юм занял такую пози-
цию: "невозможно доказать ни существование, ни несуществова-
ние материи", то есть занял агностические позиции. Такова же
его формула и в отношении субстанционального "высшего духа",
то есть бога, хотя в практической жизни Юм был атеистом. По-
добной агностической позиции следовало ожидать от него  и  в
отношении существования человеческих душ,  но в этом вопросе
Юм более категоричен и совершенно отвергает воззрение  Берк-
ли. Он убежден, что никаких душ - субстанций нет.
     Юм отрицает  существование  "Я"  как  субстракта  актов
восприятия и утверждает, что то, что называют индивидуальной
душой -  субстанцией,  есть  "связка  или  пучок  (budle  or
collection) различных восприятий, следующих друг за другом с


                         - 18 -
непостижимой быстротой  и находящихся  в постоянном течении"
(1, т.  1, стр.  367).
     Юм более широко,  чем Беркли,  рассматривает вопрос су-
ществования субстанции. По-иному, чем его предшественник, он
понимает  и  источник возникновения убежденности людей в су-
ществование материальной субстанции.Беркли видел причину по-
явления у людей иллюзорной,  по его мнению,  веры в то,  что
материальная субстанция существует,  в фактах  взаимосвязан-
ности  и яркости определенного рода ощущений.  Их взаимосвя-
занность предполагалась при  этом  непрерывной  во  времени,
поскольку  наличие  разрывов  в  последовательности ощущений
данную иллюзию ослабляет.  Иначе смотрит на этот вопрос  Юм:
перерывы в восприятиях,  наоборот,  оказываются, по его мне-
нию, источником веры в бытие субстанциальной их основы, если
после  перерывов  те  же самые восприятия появляются вновь и
вновь. Для Беркли проблема субстанции сводилась к тому, что-
бы как-то истолковать устойчивое сосуществование явлений,  а
для Юма это прежде всего проблема истолкования связи явлений
друг  с другом во временной их последовательности.  Поэтому,
по Беркли, убеждению в существовании материальной субстанции
мешает  наличие самих временных перерывов в ощущениях,  а по
Юму,  помехой этому убеждению оказываются изменения в харак-
тере взаимосвязанных друг с другом восприятий, то есть пере-
мены в "наборе" их сочетаний.
     Это значит,  что  Юм  в данной проблеме переносит центр
тяжести на вопрос о причинении наших впечатлений.  Так, нап-
ример,  рассуждает он, получая впечатления лампы, стоящей на
столе и время от времени мной зажигаемой, я полагаю на осно-
вании  этого,  что существует данный материальный объект под
названием "лампа".  Итак, разрешение проблемы субстанции за-
висит,  с точки зрения Юма,  от более общей проблемы причин-
ности.
     Придя к  мысли  о  зависимости  проблемы  субстанции от
проблемы причинности,  Юм определил субстанцию как предпола-
гаемый центр ассоциативного суммирования перцепций во време-
ни (а также друг с другом) в относительно устойчивую целост-
ность.  Ассоциации обеспечивают соединение отличающихся друг
от друга комбинаций впечатлений  (например,  вид  некоторого
предмета сейчас и его изменившийся вид спустя несколько лет)


                          - 19 -
в представлении об объектах вне человеческого сознания.  Эти
последние  объекты мыслятся как причина комбинаций впечатле-
ний в сознании людей.
     Весь этот механизм можно суммировать следующим образом:
сначала  воображение   объединяет  похожие   друг  на  друга
перцепции в  общую для  них серию.  Затем  люди  приписывают
перцепциям данной  серии непрерывное  существование и  в  те
интервалы времени, когда их никто не воспринимает. Возникает
"фикция непрерывного  существования",  передаваемого  нашими
чувствами гипотетическим  вещам  вне  сознания,  после  чего
складывается устойчивое  представление о  том, что перцепции
суть следствия  внешних  вещей,  причинно  обусловлены  ими.
Перцепции прерывисты и изменчивы, зато вызывающие их внешние
объекты относительно постоянны и устойчивы.
     Так возникает будто бы раскол действительности  на  два
различных мира:  предположительный мир субстанциональных ве-
щей и чувственный мир восприятий.  Встает вопрос, имеются ли
"мостики" причинения, снова соединяющие эти миры друг с дру-
гом?

                   Проблема причинности.

     В философии  Юма структура причинно-следственного отно-
шения может быть сведена к схеме "событие --  событие",  где
стрелка означает связь причинения.  Но "событие" Юм понимает
не в смысле объективно-материального процесса,  а  в  смысле
некоторой  совокупности  чувственных  переживаний в сознании
субъекта.  Таким образом,  указанная схема  приобретает  вид
"перцепция -- перцепция".
     Вся совокупность  различных каузальных связей, которые,
согласно Юму, подлежат философскому исследованию, может быть
наглядно изображена с помощью следующего чертежа.


.

                          - 20 -
                  1Область психики человека.

             __________________________________

             (5) <-----------------------> (6)
              ^                             ^


             (3) - - - - - - - - - - - - - (4)

       _____________________________________________

                 ?                       ?

             (1)-------------------------> (2)
                             ?

             __________________________________


                       1Обьективный мир.


         1,2 - обьекты, которые, может быть существуют вне нас;
         3,4 - впечатления,которые, может быть, этими обьектами
               вызваны;
         5,6 - идеи, вызванные впечатлениями 3 и 4.

                  Схема причинности у Юма.



     Относительно  каузальных  связей  1-2,  1-3  и  2-4  Юм
высказывает мнение,  что мы  не можем  твердо и теоретически
корректно доказать  ни их  наличие, ни  их отсутствие.  Одно
впечатление не  может быть причиной другого, что твердо знал
и Беркли,  а потому каузальной связи 3-4 быть не может, хотя
и может  быть ложное  ее ожидание  по ассоциации. Каузальный
характер связей  3-5 и  4-6 не  вызывает у  Юма ни малейшего


                          - 21 -
сомнения: впечатления  суть причины,  а идеи - их следствия.
Столь же  убежден был он и в существовании казуальных связей
3-6,  4-5,   5-6,  И   6-5.  Здесь   имеется  в   виду,  что
установившаяся       после       нескольких       повторений
последовательности событий  3-4 ассоциация,  например 3 с 6,
играет роль  причины появления  идеи 6,  едва только  заново
появляется впечатление  3. Бывает,  что  люди  истолковывают
установившуюся в  их сознании 3-6 как доказательство наличия
каузальной связи 3-4, но это уже ошибка. Ассоциативные связи
5-6  и   6-5  появляются   позднее,  чем   3-6  и  4-6.  Юм,
естественно,  отрицает  возможность  каузальной  связи  5-4,
потому что никакая идея не может стать причиной впечатления.
Как мы  видим агностицизм Юма при исследовании проблемы при-
чинности проявился в полной мере.
     Такова схема видов причинной связи по Юму. На этом мож-
но  и  закончить  обзор  философской  концепции  британского
мыслителя.  Стоит  только  добавить,что  эта концепция стала
своего рода классической для неопозитивистов, а самого Дави-
да Юма считают прародителем этого философского течения.




.

                                - 22 -



                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

               Подводя итоги, хочется сказать следующее. Ко-
           нечно в философии Джорджа  Беркли  и  Давида  Юма
           много  уязвимых  мест,  со  многим можно несогла-
           шаться,  спорить.Но, как известно, в споре рожда-
           ется истина. А так как данная работа не преследо-
           вала цели защитить  взгляды  философов,  то  пре-
           доставим им отстаивать свои мировоззрения при по-
           мощи собственнных аргументов,  в красоте и нетри-
           виальности которых мы уже могли убедиться.
               Кроме того,  отрицать огромное значение  этих
           британских  мыслителей для всей мировой философии
           наверняка невозможно. Ими оставлено большое твор-
           ческое  наследие,  которое используют даже совре-
           менные философские школы. И оставить без внимания
           философские концепции Джорджа Беркли и Давида Юма
           было бы большой ошибкой для человека, всерьез ин-
           тересующегося философией.




.

                                - 23 -






                              ЛИТЕРАТУРА.

               1) Юм Д. Сочинения в двух томах. М., 1965.
               2) "Американские просветители"  Изб.произвед.
                                      в двух томах. М.,1968.
               3) Б.Э. Быховский "Джордж Беркли". М.,1970.
               4) И.С. Нарский "Давид Юм". М., 1973.
               5) Беркли Дж.  "Три разговора между Гиласом и
                                       Филонусом". М., 1937.







                 

proMSIU™ 2005
Реклама на proMSIU
При полном или частичном использовании материалов ссылка на proMSIU обязательна.

ANTIMSIU Счетчик посещений сайта promsiu.narod.ru от студии веб-дизайна Legal Studio

Hosted by uCoz